Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


 

В.Медушевский

Музыка и судьба христианской цивилизации

 

Мысль о судьбоносности музыки была аксиомой для древних. Платон говорил: «нигде не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в самых важных государственных установлениях».[1] В Древнем Китае без экзамена в Палате музыки ни один чиновник любого ранга не мог получить место в государственном аппарате.

Древние решительнее сформулировали бы тему моего выступления: не «музыка и судьба», а «музыка как судьба». Я с ними охотно соглашусь.

Ныне ум ослеп. Но ради его слепоты музыка не перестала быть языком выбора судьбы. Это ее призвание.

Чтобы его увидеть,  нужна теория, проясняющая взор.

Давайте ее эскизно построим. На каких основаниях? Ими могут быть только слова Божии.

Господь говорит: «От избытка сердца глаголют уста». Что в избытке? Сокровище, — говорит Господь.

Сокровище — это последняя цель, ради которой живет человек и которая движет его поступками. В цели светится жизненная программа, стратегия жизни, следовательно, и судьба в веке сем и будущем. Судьба человека, народа, цивилизации.

Есть два сокровища, — продолжает Господь: доброе и злое. Первое — жизнь в любви к Богу. Второе образуется отрицательным путем — отказом от великого призвания человека к вечности, истине, красоте, любви. Небесное тяготение подменено расслабленностью жизни в удовольствиях. Какой пример приведет Господь? Он неожидан: праздное слово. За него, говорит Господь, придется дать ответ на суде.

Почему именно этот, как может показаться, не самый главный грех, высветил приведенным примером Господь? Потому что в нем начало. Начало ледяной горки, по которой съезжают в ад. На церковно-славянском и по-гречески «праздный» — значит ленивый. Преступное распространение духовного равнодушия в обществе составляет поистине тягчайший грех — соблазнение людей на неверие. А далее духовная лень и безразличие открывают дорогу всей массе грехов, и тогда жизнь быстро окрашивается в цвета крови.

Словами Господа осуждена вся огромная область попсы. Потому что духовная лень, безразличие к дарам веры, любви, молитвенного устремления, полная расслабленность струны веры и благоговейного страха — является ее родовым качеством, резко отличающим ее от музыки серьезной, интонация которой запечатлевает в себе чувство духовного подъема, приподнятости сердца, доверия и притяжения ко всему небесному и прекрасному. Музыке дана власть выражать и формировать генеральную программу жизни уже с пренатального (внутриутробного) ее периода. Возьмем интонацию попсовой распущенности. Она входит в человека с колыбели. Разве это малость? Не преступление ли пред человечеством? Из нее вырастают все грехи, от блуда и наркотиков до цинизма, всеобщего предательства и воровства.

Избрание сокровища перестраивает все содержание внутреннего мира человека. Настраивает силы души — ум, сердце, волю. Усиливает или ослабляет силы духа —жажду Бога, совесть, благоговейный страх Божий. Определяет себя в богочеловеческих добродетелях веры, надежды, любви, дарует или отнимает молитву. Проникается энергиями благодати, либо зомбируется дьявольскими внушениями. В конце концов человек и музыка принимают в себя сияние красоты Божьего характера, либо выявляют в себе нечто дьявольское и скотское.

И вот, обойдя круг внутреннего устроения человека, вектор сокровища обрастает бесконечной конкретностью содержаний. То есть в начале мы имеем сокровище как свободный выбор, как некоторое решение воли. Господь не говорит: где сердце ваше, там и сокровище. Он говорит противоположное: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»  (Мф. 6:21). Почему так? Потому что человеку дана свобода воли. Находясь в бездне падении, подобно герою фильма «Остров», он может поднять взор к Небу, воззвать о спасении и силой Божией в ответ на его усилия будет вытащен из бездны и вознесен к духовной жизни. Итак, в соответствии с божественной антропологией, человек сначала определяет для себя сокровище, а затем врастает в него всем своим существом. И тогда сокровище предстает уже не как выбор, а как реальность внутреннего состояния, в сращенности со всем содержанием души.

Исчерпать ли словом эту вселенную? Безмерная глубина стратегической установки жизни вместе с действием нездешних сил редко формулируется в словах, да и не может в них быть до конца схваченной. Зато она с непосредственностью выражается во взгляде, походке, во всем интонационном облике человека. Она же совершенным образом запечатлевается музыкой.

Теперь понятно, почему она — язык последних тайн бытия и судьбы цивилизаций? Потому что от запечатленного в ней доброго избытка сердца бытийствует цивилизация.

Посмотрим как музыка в нее включается.

Строение всякой цивилизации сравнивают с плодом, например, вишни: ее сокровенное догматическое ядро, хранящее генетический ход и совпадающее с ядром образовавшей цивилизацию веры, окружено твердой оболочкой. Эту костную ткань составляют властные и силовые образования — государство, армия, право, финансово-экономическая мощь. Их назначение — охранять генетические программы ядра от угроз внешнего мира и от греховных срывов собственных граждан. Наконец, сладкая ароматная мякоть — это культура, которая обеспечивает цветение духоносных потенций догматического ядра. Возвышенная музыка излагает догматику цивилизации на языке сердца, тем самым поддерживает в людях пламенение духа.

Через культуру и музыку цивилизации общаются между собой. Весь мир припал к европейской музыке. Вот китайские профессора музыки обучают уже и европейских студентов. Чему? Китайской музыке? Нет, — они обучают немцев, как исполнять Моцарта. Скоро Китай будет обучать русских исполнению Рахманинова. Почему же именно европейская музыка стала языком светлого общения цивилизаций?

Во-первых, из-за свойств самой этой музыки.

Вспомним, как определяли свою цель гении. Вот определение Баха: «Последняя цель музыки есть служение славе Божией и освежение духа». Бетховен также акцентирует онтологическое начало музыки. «Музыка, — говорит он, — есть откровение более высокое, чем философия». Чайковский говорил о высшей правде музыки, превосходящей правду земного жизнеподобия. Рахманинов содержанием музыки почитает вдохновение, то есть действие Духа в нас. Бог же верен Своим словам: «Прославляющих меня прославлю». Это первая причина всемирной славы европейской музыки.

На вторую причину указывают слова Тертуллиана: всякая душа христианка. Потому она и потянулась к свету христианской музыки. И всякая живая цивилизация благоговеет перед ее красотой.

Но вот пришло то, о чем пророчествовал апостол Павел — открыто провозглашаемое и системно внедряемое отступление от Христа перед Вторым Его пришествием. Движущей силой его стал апостасийный глобализм с центром в Америке. Опираясь на собранную в веках финансовую мощь Земли, подкупая госаппараты стран, овладевая каналами СМИ, он впрыскивает в культуру и во внутреннее ядро цивилизаций свою вирусную программу, благодаря которой над пятью существующими ныне цивилизациями по его замыслу должна быть возведена искусственная сверхцивилизация смерти.

Почему смерти? Смерть лежит в основе ее религии, религии маммоны. Господь говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф 6 24). Дух маммоны есть религия денег, аморальная в основе, ибо хочет вознести себя над культурой, над традицией света, над интересами духа, подчинив высшее низменному. Она действует она скрытно, прячет начальников и последние цели, ибо они темны и являют собой прямую противоположность целям, которые ставит перед человечеством Бог.

 Религия денег исходит из страстей и опирается на них. Первая страсть — страсть командования. Дух маммоны жаждет власти. Власти непререкаемой, полной, более чем рабовладельческой, ибо хочет господствовать теперь уже не только над телами и поведением людей, но и над их душами. Предельная цель тотально-всемирной власти — построение мирового электронно-рабовладельческого общества.

Последним вожделенным средством господства становится вживляемая печать, подкожный чип, без которого нельзя ни купить, ни продать, ни проехать, ни заплатить за жилье или лечение. Именно этот способ удушения каждого человека открылся Иоанну Богослову в Апокалипсисе. За принятие печати людей ждут вечные муки.  И вот уже «Эхо Москвы» устраивает телефонное голосование на тему: принимать ли чип. 56% телефонных звонков было за принятие. Так сознание людей приучают к мысли о неизбежности проставления штрих-кода на личности человека.

Кнут — первый элемент в дьявольской методике управления. Второй — пряник. Это разжигание страсти удовольствий, жизни в наслаждениях. Превозношение наслаждения над требованиями духа есть разврат. И эту линию углубления цинизма и раздвижения масштабов разврата вы видите вокруг. Разврат теперь охраняется международной системой права. И обратите внимание, насколько тщательно оскоплено массовое сознание, особенно детское и юношеское: из него полностью удалены и осмеяны понятия служения, подвига, труда и усилия, долга, чести, духовной отваги, духовной ревности, жертвенности, целомудрия, чистоты, святого мужества любви, веры, доверия, верности…

Измена Богу образовала доминанту общества маммоны. Высмеиванию Бога и Его нравственных требований служит идеология постмодернизма, охватившего собой не только искусство, но и политику и все вообще области культуры.

Центральным элементом выстраиваемой цивилизации смерти оказывается рок-музыка. Как она действует? Она зомбирует человеческих малышек в утробе и те рождаются с неохотой. 70% — с поврежденными глубинными структурами мозга, с глубинной депрессией, с ослабленной жаждой света и жизни. Небрежные, неблагоговейные или свирепые удары пробивают барьер личности подростков, делают их тряпками. Что удержит тряпку перед наркотиками, перед содомией, перед преступлением, перед убийством? Совершение греха делом дает начало новому кругу почернения: почерневшая психика требует еще более черной музыки. Так после кровавой сексуальной революции 1968 года, сопровождавшейся взрывом детоубийств, возникает панк-музыка. Ученые констатируют возникновение глубинной депрессии после детоубийства, которая охватывает как самих убийц, так и их выживших детей. Вплоть  до суицидных состояний, предела ослабления духовной воли. Поп-музыка — музыка хищных эгоистов, наслажденцев, насильников и детоубийц.

Ее пытаются обелить, говорят, например, о каком-то протесте. Но истинный протест против дряни в душе есть покаяние, жажда Бога, чистоты и реальное исправление. На самом деле здесь сбываются пророчества о нашем времени: «в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуды 1:18). «Это ропотники, ничем не довольные» (Иуд. 1:16). Это «свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки»  (Иуд. 1:13). «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5). Какое это прозорливо-точное описание духа музыки последних людей! Она принимает в себя черты срамного дьявольского нрава: становится холодной, циничной, злой, бесчинной, наглой, низменной. Где добрая предупредительность жизни, сердечное внимание к людям, где тишина, мир, чистота? Хамство, противоположность благородства, ложится в основание рок-музыки и роко-подобной сегодняшней попсы.

Сивиллы, которых святые отцы считали провозвестницами воли Божией среди языческих народов, писали о последнем поколении:

161                                        Увы, несчастные люди

162 Рода последнего в мире, злодеи ужасные, как же

163 Не понимают, глупцы, что, если жены не станут

164 Больше рождать детей, людское племя угаснет?

165 Время жатвы приспело, коль некие, словно пророки,

166 Будут вещать по земле и много обмана измыслят.

167 Тут придет Велиаи и немало знамений явит.

 

И вот практическое осуществление целей цивилизации смерти: началось стремительное вымирание коренного населения христианских стран северного полушария с заменой его выходцами из мусульманских и языческих стран.

Для крушения цивилизации не надо ждать полного вымирания коренного населения. Достаточно относительного. С постарением коренного населения молодое пришлое население задаст вопрос: зачем кормить туземцев, ради удовольствий лишившихся собственных детей? Вот и в США, уже не белой стране, черная ее составляющая исламизируется и радикализируется.

Не приближают ли цивилизационно-демографические перемены в мире к исполнению пророчества Апокалипсиса о внезапном, сокрушительном и оглушительном падении мирового Вавилона, вином блудодеяния отравившего все народы? Господь призывает нас отойти от блудницы, не участвовать в ее грехах, дабы не подвергнуться наказанию заодно с ней.

Но пока, до покаяния,  Господь истребляет нас вместе со всем христианским миром, предавшим Христа. — Ибо ради нас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2:24).

И напротив, Господь дает шанс проявить себя потомкам третьего сына Ноя, в свое время по пророчеству Ноя рассеянных по миру. Они не приняли черноты рок-музыки, не занялись развратом, не стали убивать детей, — и за это Господь посылает им жизненное вдохновение. — Не для того ли, чтобы и нас подвигнуть на покаяние, чтобы пробудить ревность народов, поначалу горячо принявших Христа?

В первой половине прошлого века прозорливый старец, преп. Серафим Вырицкий пророчествовал: «Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым....  Восток будет креститься в России. Весь мир небесный и те, кто на земле, понимают это, молятся о просвещении Востока».

Но ведь чтобы Сибирский новый Китай смог креститься в России, мы сами прежде должны воскреснуть.

И так будет, по многим пророчествам. У православных народов особая миссия в мире. Возвращение христианских стран в лоно изначального вселенского православия, обращение и иных стран к истинному свету — единственная альтернатива гибели мира. Такова мера нашей ответственности, предначертанная в идеальной истории человечества, которая соответствует уже не попущению Божию, а Его святой воле.

В начале XIX века свт. Иннокентий писал о преступном равнодушии к жизни веры в обществе. Здесь корень всех последующих трагедий России. На него указал в примере злого сокровища Господь. А в притче Господней ленивый раб, закопавший талант в землю, был наказан вечными муками.

Как нам бороться с тьмой? Невозможно бороться с тем, чего нет. Любому школьнику это известно: не существует лучей тьмы. Но если мы, музыканты серьезной музыки, дадим воссиять в себе свету Христову, тьма отступит. Наш долг — свидетельствовать о свете своим искусством, за что с нас спросится в день суда.

 

 



[1]  Платон. Собр. Соч. в 4-х т. Т.3. — М., 1994, с.193.