Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей
01 Мая 2008

Вопрос:

Христос Воскресе!
Отец Димитрий, вышел у нас с другом спор такой… Я пожаловался ему, что часто, когда иду по улице и молюсь про себя, хочу осенить себя крестным знамением и стесняюсь, начинаю озираться.
Он на это ответил, что при людях, в общественных местах вообще неуместно осенять себя крестным знамением или как-то проявлять свою веру, потому как мы этим вводим в искушение неверующих и склоняем их ко греху осуждения. И вообще креститься и молиться надо дома, когда никто не видит. Да, я согласился с ним, что вообще молиться надо, когда никто не видит, чтобы не впасть в прелесть, не уподобиться фарисеям, но я своё поведение в такие моменты рассматриваю как отречение от Христа, стыд Его исповедовать. Да и это в конце концов для меня оружие борьбы с дьявольскими прилогами — крестное знамение! Конечно, Иисусова молитва про себя помогает в таких случаях, но почему я в случае духовной необходимости, внутренней потребности, должен сдерживать себя, чтобы никого не смутить? А про то, что я других в искушение могу ввести — значит у нас все мученики других в искушение вводили! И не просто в осуждение «вводили», а ко греху убийства «склоняли»!
Я не кричу об этом на каждом углу, но если меня спрашивают или к слову приходится, говорю, что я пою в храме, что я христианин. Но, особенно о пении, я стараюсь реже говорить, чтобы не впасть в тщеславие. Хотя, если подумать, вряд ли большинство людей придёт от этого в восторг… Тем более обычно я говорю это одногруппникам или других студентам… Но есть люди которые вообще тщательно скрывают, что ходят в храм. Вот мой друг иподиакон, но вряд ли его университетские друзья знают об этом… Может это хорошо, ведь как однажды сказал профессор Осипов, «сокровище мы обычно скрываем, а не выставляем всем напоказ» — он говорил о «лобзаниях» в публичных местах…
Что разуменее? Что спасительнее?
Что Вы об этом думаете, батюшка? Где грань между заботой о ближнем и отречением от Христа?..

отец Димитрий
02 Мая 2008

Ответ:

Воистину воскресе, Андрей!
Вы с другом оба правы. По форме. По форме можно и так доказать свою правоту и этак. А вот по внутреннему состоянию…
По внутреннему состоянию может быть как угодно. Можно сколько угодно доказывать (в первую очередь себе), что в общественных местах не надо никого вводить в искушение своей верой. Однако за этим будет стоят банальная трусость, стыд эту свою веру перед всеми исповедовать. А можно говорить о том, что надо проповедовать Христа прилюдно, крестясь, молясь и проч. Однако за этим может стоят банальная горделивость или желание с кем-инбудь сцепиться, так сказать, стать «исповедником веры», а то и — о как сладко! — «мучеником». Так вот в первом случае стоит все-таки научиться не стесняться своей веры, а во втором — научиться коректности и смирению.
Если ты чувствуешь, что стесняешься, то твой случай из первого разряда. И твоему другу, подозреваю, стоит к тебе присоединиться. Если же сложно разобраться, в какой момент какой из разрядов у тебя в душе, то можно их почти что механически чередовать: все равно будет чувствоваться, что для тебя более нежелательно. В разных обстоятельствах один и тот же человек может поступать по-разному. Главное, стараться поступать по любви Христовой. В конце концов, надо всеми Бог, поэтому умничать и пытаться разложить все по полочкам бесполезно.
Могу сказать еще так: в твоих словах я вижу больше правды, чем в мнении твоего друга.
Помоги вам Бог любить Его и людей и все встанет на свои места.