Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей
08 Апреля 2008

Вопрос:

Благословите, отец Димитрий!
Поздравляю Вас с Благовещением!
Хочу задать два вопроса…
1. Как я понял, существует два взгляда на Иисусову молитву.
Первый — если ей постоянно молиться, то можно сойти с ума и вообще Иисусову молитву нужно читать лишь в самых крайних случаях.
Второй — Иисусову молитву спасительно читать при искушениях, да и в любое время дабы обрести мир в душе.
Истина, как часто бывает, посередине? Я не могу поверить в то, что молитва и не просто молитва, а молитва ко Господу, с призыванием Его имени может свети человека с ума, это по-моему даже кощунственно… А с другой стороны, безусловно, непрерывная Иисусова молитва (насколько она, конечно, может быть непрерывной) вызывает усиленное сопротивление бесов и человек может впасть в прелесть. Возможно, чтобы оградить от этого неосторожных в духовном плане людей, и была придумана теория про потерю рассудка?
2. Думал всегда, что болящие и недугующие — это одно и тоже. А теперь уже от нескольких людей слышал такую интерпретацию, что болящие — это те, у которых с головой не всё в порядке. Вроде и от священника даже нечто подобное слышал… Это на самом деле так или просто кто-то такую ерунду сочинил?
Спаси Вас Господь!

отец Димитрий
08 Апреля 2008

Ответ:

Бог да благословит, Андрей, взаимно поздравляю с праздником Благовещения Пресятой Богородицы!
1. Истина, думаю, действительно посередине, но эта середина — не между двумя предложенными интерпретациями, а в какой-то мере включает их.
Может быть, сложно поверить, но сами слова молитвы не являются гарантом от душевного нездоровья. Я недавно прочел у владыки Антония Сурожского примерно следующее: последнее время часто призываюсь больше молиться, а я бы предостерег — будьте осторожнее с молитвой, потому что если Вы начинаете молиться, т. е. разговаривать с Богом, не понимая, Кому предстоите, то это опасно.
И ведь мы помним предостережение апостола о причащении: есть те, кто причащается недостойно, а от того кто-то из вас болеет и даже умирает. А ведь можно тоже сказать: ну как же от соприкосновения с Богом можно умереть?! Можно. Если неосторожно. И кощунство именно в этом — когда к Богу прикасаются без должной серьезности.
А ведь так часто и происходит с молитвой Иисусовой. Нередко ее советуют просто постоянно читать про себя — наподобие мантры. И что удивляться тогда, когда из Иисусовой молитвы получается что-то сродное восточной медитации? Запросто можно заболеть душой.
Правильно читать молитву Иисусову, осознавая и — будучи ответственным за каждое ее слово. А для обычного человека это скорее редкость — именно тогда, когда какие-либо искушения мобилизуют внутренние духовные силы и человек может со всей ответственностью возопить к Богу: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!»
Одного старца спросили: как ты научился непрестанной Иисусовой молитве? А я, отвечает, когда стал отшельником, столько получил искушений, что только и мог, что творить молитву Иисусову — ухватиться за нее, как за спастельную соломинку. Вот с таким отношением творить Иисусову молитву непрестанно можно, а при неправильном к ней отношении бесы действительно больше могут нападать, но, возможно не столько потому, что они более усиленно начинают сопротивляться, а потому, что берешься за то, что тебе не под силу и делаешь из себя удобную для них мишень. Это как один священник пришел к другому священнику — экорцисту. Того не было, но его ждали с бесноватым. Он подумал: он священник и я священник — благодать ведь одна и та же. И попытался отчитывать. А бес в человеке как ему скажет: такого-то знаю, а ты кто?! Тот священник сразу понял, что взялся не за свое дело.
Так что это не предуманая теория, а реальное предупреждение: нельзя безответственно подходить к молитве.



2. Я первый раз слышу о подобном разделении и, насколько знаю, церковно-славянский язык его не предполагает, а в церкви мы говорим именно на этом языке. Думаю, это родилось из современной интерпретации слова «болящий», когда кто-то, говоря «ты что — болящий?!», подразумевает, что душевную болезнь. Возможно, это пошло от того, что «болящий» — «церковное» слово в отличии от простого русского «больной», а в советское время церковный человек нередко воспринимался как душевнобольной. Я бы не назвал это так грубо: «ерунду сочинил», потому что нередко вот таким образом что-то общепринятое в последствии и может складыватся (напр., под «страждущим» у нас сейчас часто понимается алкоголик, наркоман, но исторически слово «страждущий» не имеет такой узкой «специализации»), однако подобное отношение к словам «недугующий» и «болящий» — это позиция слишком малого числа людей, чтобы ее придерживаться. Хотя если определенная группа (напр., община, приход) о такой интерпретации условиться, то они вполне ею могут пользоваться — внутри своей группы. Мы в нашем храме так поступили со словом «страждущий»: т. к. большинство подразумевает под этим названием пьяниц и наркоманов, то условились только их так и именовать, чтобы не запутаться, когда я вставлю особые прошения о подобных людях.
Храни Бог!